четверг, 12 марта 2015 г.

Личность, ее социализация и воспитание.

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

ИдСлово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид связано с первичными потребностями (еда, сон), которые наполняют наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Т.к. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей.
Основная потребность для меня - это, пожалуй, сон, он является неотъемлемой частью жизни, биологическим процессом, сохраняется на протяжении всей жизни и является бессознательным процессом. 

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. 
В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.
Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Конечно, эго базируется на Ид, но не является бессознательным.

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго, оно приобретается в процессе социализации. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Примером может послужить стремление поступить в высшее учебное заведение, оно мотивировано дальнейшей перспективой карьерного и социального роста. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно Эго использует когнитивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.


3.2. Проблема человека в психоаналитической философии з.фрей…

Структура личности по Фрейду применительна ко всем людям, и я не являюсь исключением.
На основе этой структуры, я привела свои собственные примеры, доказав рациональность теории Фрейда их наличием (выделено курсивом).

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Комментариев нет:

Отправить комментарий